Фрагмент для ознакомления
2
На данный период времени в РФ остро поставлен вопрос, который связан с юридическим статусом граждан иностранного государства и лиц без гражданства, которые постоянно или проездом находятся на территории страны. Основной миграционный поток формируют граждане из государств бывшего СССР, которые теперь признаются иностранными гражданами.
Иностранными гражданами на территории РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательство наличия гражданства иностранного государства. К ним следует отнести лиц без гражданства и лиц, имеющих видом на жительство.
Российская Федерация провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь равные между собой права нести обязанности, независимо от расовой, национальной принадлежности, имущественного положения, пола, между тем, оно вытекает из принципа предоставления гражданам иностранного государства и лицам без гражданства максимального объема прав, не связанных с российским гражданством.
В соответствии с конституционными нормами иностранные граждане пользуются на территории РФ все права и несут обязанности, наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом или международными договорами.
Политика нашего государства основывается на то, что иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь одинаковые между собой права и обязанности, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, имущественного положения, между тем все это основано на принципе предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства максимального объема прав, не связанных с российским гражданством.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин считается лицом, прибывшим в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившую соответствующую карту о миграции, но не имеющее вид на жительство или разрешение на временное проживание.
Основной обязанностью всех лиц, находящихся на территории государства, признается обязанность соблюдать законы государства. В противном случае наступает юридическая ответственность. Это может быть административное предупреждение или вовсе уголовная ответственность.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым статусом иностранных граждан РФ.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие правовой статус иностранных граждан в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
2) изучить порядок въезда и временного пребывания в РФ и выезда из РФ;
3) исследовать права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, рассмотреть право убежища и условия его предоставления;
4) изучить ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
5) определить роль органов внутренних дел в реализации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств.
Нормативную основу исследования составили Декларация о территориальном убежище, Каракасская конвенция о дипломатическом убежище, Конституция Российской Федерации Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон «О беженцах» и другие законы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Понизова Е.В., Швецов А.С., Прохоренко В.А., Макарейко Н. В., Попова Н. Ф., Зименкова О., Петросян М., Аминов И.Р., Алешин В.В., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н., Гаврилов Е. Д., Смоленский М. Б. и др.
Для достижения указанной выше цели исследования и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Наряду с этим применялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, логический и другие методы научного исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
1.1.Понятие и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Основу правового статуса личности формируют права, гарантии, обязанности, а его содержание – вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих определенным социальным группам и, в конечном итоге, любому человеку.
Между тем, особенно следует заметить, что конкретному лицу эти элементы правового статуса принадлежат лишь по той причине, что он является участником социальной группы. Совокупность прав и обязанностей имеет типичный, общий характер. Не может, например, государство возложить уникальную обязанность, не предусмотренную общим правилом – нормой права, на конкретного индивида. Такое действие государства расценивается как произвол.
Легальные определения понятий «гражданин иностранного государства» и «лицо без гражданства» установлены в специальных нормах ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»:
- гражданином иностранного государства считается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства;
- лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства.
Следовательно, определяется, что во многих случаях нет большой разницы в правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства: они обладают одним и тем же объемом прав и обязанностей. В рамках настоящего исследования такие понятия, как «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» объединены одним общим понятием «иностранный гражданин», если только речь не будет идти о признаках правового статуса апатрида по сравнению с лицом, у которого имеется гражданство.
Период временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком выданной ему визы. Гражданин иностранного государства, временно пребывающий в РФ, должен выехать из страны после завершения срока действия визы или срока, предусмотренного федеральным законодательством, если на момент истечения этих сроков он не получил разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ подлежит продлению либо сокращению в том случае, если были изменены условия или перестали существовать обстоятельства, по которым въезд на территорию РФ ему был разрешен.
Решение, которое связано с сокращением либо продлением срока пребывания иностранного гражданина в РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, который занимается вопросами иностранных дел, или органом внутренних дел, или его территориальными органами .
Разрешение на временное проживание выдаются иностранным гражданам в пределах квоты, установленной Правительством РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Правительство РФ ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое число разрешений к выдаче). Распределение квоты по субъектам РФ осуществляется по специальному распоряжению, утвержденному постановлениями Правительства РФ .
Принимая во внимание цель пребывания в РФ, иностранных граждан может разделить на следующие категории:
1) работники консульских учреждений и сотрудники дипломатических представительских, в том числе члены их семей;
2) сотрудники международных организаций;
3) туристы;
4) журналисты, которые получили аккредитацию на территорию РФ;
5) лица, получившие приглашение;
6) работники-иностранцы. Понятие иностранного работника предусмотрено в федеральном законодательстве, им считается лицо, временно пребывающее в РФ и осуществляющее трудовую деятельность в предусмотренном законом порядке;
7) иностранные граждане в статусе индивидуальных предпринимателей;
8) лица, являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителем или поставщиком), выполняющим работы по монтажу, сервисное и гарантийное обслуживание, в том числе послегарантийный ремонт технического оборудования, которое поставляется в РФ;
9) члены семей граждан РФ;
10) студенты;
11) лицо, прибывшие с деловым визитом (бизнесмены, представители иностранных компаний);
12) лица, прибывшие с творческим визитом (музыканты, артисты, лекторы и др.);
13) участники спортивных делегаций, прибывшие на соревнования;
14) участники морских и воздушных морских судов, водители транспортных средств, доставивших грузы и пассажиров на территорию РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Действующее международное право, Т. 1
2. Каракасская конвенция о дипломатическом убежище от 28 марта 1954 г. // Документ официально опубликован не был, официальный сайт ООН - https://www.un.org/ru
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024) // Российская газета N 140, 31.07.2002
5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) // Российская газета, N 159, 22.08.1996.
6. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) О беженцах// Российская газета, N 126, 03.06.1997
7. Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 03.07.2016)О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета, N 270, 27.11.2014
8. Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 19.12.2018) Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища // Российская газета от 29 июля 1997 г.
9. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917
Научная и учебная литература:
10. Андрейцо С.Ю. Понятие и сущность правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2020. - № 4-1 (28). - С. 97.
11. Булатов Т.Р. Отдельные аспекты правового статуса иностранных граждан в России // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2021. - № 3 (31). - С. 76-80.
12. Гаевская М.А. Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства // Журнал «Студенческий». - 2022. - № 22-8 (192). - С. 49-51.
13. Гренадерова К.М. Конституционно-правовая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Форум молодых ученых». - 2021. - № 7 (59). - С. 64-67.
14. Давиденко К.Е., Кудрявцева Л.В. Право убежища в международном праве // Журнал «Modern Science». -2021. - № 11-1. - С. 193-195.
15. Залилов Т.М., Яковлева Д.А. Право убежища в международном праве // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2023. - № 25.- С. 374.
16. Костюк М.Ф., Кузьмина К.А. Юридическая ответственность иностранных граждан // Журнал «Евразийская адвокатура». - 2022. - № 3 (58). - С. 33-35.
17. Кравцов А.Г. Ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из нее // Журнал «Академическая публицистика». - 2023. - № 5-1. - С. 305-306.
18. Логвинова И.А., Сафонова К.Р. Административно-правовой статус иностранных граждан // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 107-110.
19. Макарейко Н. В. Административное право: учебник / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.
20. Макаренко И. Л. Специфика роли органов внутренних дел в вопросах конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2021. – С. 46-48
21. Новик А.А., Миронов А.В. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ // Журнал «Молодой ученый». - 2022. - № 11 (406). - С. 128-129.
22. Огрина Г.В. Конституционно-правовой статус иностранного гражданина: основные подходы к проблеме // Журнал «Юридическая наука». - 2021. - № 7. - С. 4-7.
23. Пешин Н. Л., Алехин А.П., Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Учебник // М.: Проспект. – 2022. – 208с.
24. Россинский Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 352 с.
25. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
26. Синяжников Д.А. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Государство, общество, право: актуальные вопросы теории, истории и социальной философии. Сборник научных статей. - 2023. - С. 346-350.
27. Смоленский М. Б., Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, Е. И. Марченко. — Москва: КноРус, 2020. — 320 с.
28. Таранина О.В. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 22 (312).- С. 306-311.
29. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового и административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Журнал «Правовое государство: теория и практика». -2022. - № 4 (58). - С. 108-112
Материалы правоприменительной практики:
30. Постановление Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 4-АД21-15-К1 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс